Продвижение в Азии: что нужно знать о рынках южной Кореи, Японии и Китая

Цель моего материала — дать общее понимание того, какие есть особенности у ведущих азиатских мобильных маркетов: Китая, Японии и Южной Кореи. Именно на них приходится большая часть азиатского рынка — порядка 94%.

Азиатские регионы серьезно отличаются друг от друга. Разница между, к примеру, мобильными рынками Китая и Японии гораздо больше, чем между маркетами Германии и России. Так что как единый субъект Азию рассматривать нельзя.

Хорошей иллюстрацией большой разницы между рынками является хотя бы тот факт, что доход с одного пользователя в Японии в 8 раз больше чем в Китае, но при этом китайский рынок берет своим объемом — в стране по разным оценкам от 360 млн до 785 млн мобильных игроков.

Раз отличия между рынками существенные, а уровень проникновения английского языка не столь высок, как в Европе, то в обязательном порядке необходимо под каждый из регионов локализировать графику, а зачастую и геймплей, отталкиваясь как от реалий рынка, так и локального культурного бэкграунда.

Порядок продвижения на азиатском рынке я рекомендую следующий: Южная Корея, Япония, Китай. От относительно простого к сложному.

Первым шагом к локализации в каждой из них, по моему мнению, должно стать знакомство с местной топовой кассовой десяткой игр. Посмотрите, как сделано у них, как все нарисовано, преподнесено, и постарайтесь повторить в рамках уже вашего проекта.

Южная Корея

Самый “простой” рынок из перечисленных в статье. Он больше всех из азиатских похож на европейский и американский. Соответственно, проще для самостоятельного продвижения.

Особенности корейского рынка

  1. Прозрачные условия для выхода на рынок.
  2. Превалируют три магазина приложений: Kakao, App Store и Google Play.
  3. Kakao установлен на 95% мобильных устройств.
  4. 85% устройств работают на Android.
  5. У корейцев хороший уровень английского, но в силу культурных особенностей обязательно нужна как минимум языковая локализация.
  6. На нашем опыте выход в ТОП 10 Overall Кореи стоил в 3 раза дешевле, чем на аналогичные позиции в США. Плюс, выход в корейский ТОП оказался в 2 раза эффективнее с точки зрения прироста органики.
  7. Перед тем как выходить в ТОП и делать запуск продукта в Корее, нужно тщательно оптимизировать страничку приложение в сторе на предмет культурных особенностей корейцев, учитывать их тетрофобию (боязнь цифр) и прочее. Обязательно нужны пруфридеры (местные жители, которые смогут протестировать корректность локализации).

Социальные сети в Кореи

«Ментальные» игровые особенности:

  1. Люди всех возрастов очень любят играть в мобильные игры. Абсолютно нормальным увидеть 70-ти летнего корейского дедушку, играющего в Clash of Clans.
  2. Графика должна быть максимально яркой, в ней должны превалировать сочные цвета. Это справедливо для всех азиатских стран, но для Кореи в особенности.

3. Корейцы любят животным придавать человеческие качества.

Любимые жанры корейцев по данным AppLift:

Как выйти на корейский рынок:

  1. Можно и нужно выходить на корейский рынок самостоятельно.
  2. План маркетинга очень схож с аналогичным в Европе и США. Тут работают те же инструменты, что и на европейских рынках.
  3. Хорошо работает ТОП. Высокий процент органики.

Япония

  1. Японский рынок мобильных игр ближе к рынку Южной Корее чем к китайскому.
  2. Японская игровая аудитория очень хорошо платят (по данным EEDAR, в среднем, $9,39 в месяц, против $5,91, которые оставляют ежемесячно корейские игроки).
  3. ARPPU ~$50 — самое высокое в мире.
  4. Необходима очень хорошая поддержка. Японцы привередливы. Часто пишут в поддержку. Очень расстраиваются, не получая ответ.
  5. Японцы будут сидеть в вашей игре как можно дольше, пока не скупят все что можно. Но они будут так действовать, только если поймут, что вы готовы развивать ваше приложение, если у вас хороший Support и вы постоянно обновляете игру.
  6. Пять главных сторов: Mobage, App Store, Google Play, Line и Mixi.

Где проводит время японская аудитория при помощи смартфона:

«Ментальные» игровые особеннсоти:

  1. В Японии современная поп-культура крутится вокруг манги и аниме. Это необходимо учитывать при адаптации проекта или хотя бы его рекламных материлов.

2. Японцы очень азартны. Отчасти этим обусловлен успех механики gacha-механики.

3. Основная платежная аудитория в Японии — мужчины и женщины 35+.

ТОП 5 самых популярных игровых жанров в Японии:

Как выйти в Японии:

  1. Можно выходить самостоятельно, но все-таки желательно иметь в Японии местного представителя, а еще лучше — издателя.
  2. В Японии большой популярностью пользуются контентное кросс-продвижение, когда в одной из игр появляются персонажи другой. Например, в играх про ежика Соника появлялись герои Angry Birds, а в Puzzle & Dragons было подземелье с героями Clash of Clans.
  3. Необходима языковая локализация.

Китай

Самый сложный рынок из представленных в статье.

Общеизвестная особенность Китая — 400 магазинов приложений. Чтобы получить эффект от продвижения, вам нужно будет сразу продвигаться как минимум в 20-ти крупнейших китайских сторах, каждый из которых агрегирует большое количество трафика.

Несколько самых крупных из них:

На рынке присутствуют сервисы автоматической публикации приложений AppTutti и Kii China. Но когда я работал с ними, они дали очень незначительный эффект.

Их можно использовать в двух случаях:

  1. Вы хорошо знакомы с китайским рынком. Уже самостоятельно опубликовались в 20-ти самых крупных сторах. Чтобы “добить” остальные, используете эти сервисы.
  2. У вас нет ни опыта, ни понимая о том, как продвигаться на азиатском рынке, и вы хотите закинуть приложение на китайский рынок с надеждой “Вдруг взлетит”. Шанс очень маленький, но при грамотной локализации, подкрепленной хотя бы минимальным маркетингом, может повезти.

Особенности продвижения в Китае:

  1. Сложная локализация (большее 60-ти диалектов) — как основной нужно использовать севернокитайский язык — «мандаринский китайский»).

2. Чем больше контента на одном экране — тем лучше. Это специфика китайского менталитета. Если европейской аудитории подобная подача информации «взрывает мозг», то в Китае это любят.

3. Основные мировое социальные сети запрещены. Превалируют социальные сети Tencent, QZone, Weibo, WeChat. 8 самых популярных социальных сетей в Китае:

4. Обязательно нужен офлайн-маркетинг, так как возможностей для онлайн-маркетинга мало. ТОПовые позиции в сторах зачастую занимают приложения, которые вышли под издательством как раз того магазина приложений, в котором вы их и видите.

5. Сложности с биллингом. Обязательно придется обращаться к мобильным операторам, чтобы они позволяли пользователям оплачивать внутренние покупки в вашем мобильном приложении через SIM-карту. Это большие затраты по времени, плюс, в зависимости от оператора, комиссия с платежа может доходить до 30%. Главные операторы: China Mobile, China Unicom и China Telecom.

6. В Китае очень развито пиратство. Например: вы разместили свое приложение в одном из 400 китайских Android сторов. Другие 399 сторов за день своруют вашу APK’шку и разместят у себя, но уже без in-app’ов. Как с этим быть? Избежать этого не получится. Единственное, и самое правильное, что можно сделать: обратиться лично в ТОП 20 сторов, пообещать опубликовать у них свое приложение и попросить не копировать его с других сторов. В таком случае они с большой долей вероятности пойдут вам на встречу, но и то это не гарантировано.

Специфики интерфейсов Китайских приложений:

Во время нахождения в Китае просмотрел более сотни приложений и выделил несколько особенностей:

  1. Китайская аудитория любит приглушенные цвета, которые не показались бы привлекательны европейской аудитории.

2. Китайское аудитории нужно дать как можно больше возможностей кастомизировать приложение, игру или героя в ней. Они это любят. Отчасти именно этим объясняется успех на этом рынке браузера UCWeb. Он имеет огромное число настроек по сравнению с любым другоим западным браузером.

ТОП 5 самых популярных игровых жанров в Китае по данным AppLift:

Интересная аналитика по основным внутренним механикам в Азии:

На скриншоте ниже вы увидите пример локализации геймплея от Pop Cap с их ZvP.

Первая часть пошла «на ура», в отличие от второй, которую в Китае слили из-за “жесткой” монетизации.

Основным отличием китайской версии стал измененный внешний вид персонажей, адаптированный под местный колорит.

Как выйти на Китайский рынок:

Искать партнеров. Без них продвигаться будет очень тяжело, практически невозможно. Список мобильных паблишеров, работающих на китайском рынке с описаниямим, можно найти здесь.
Обращаться в европейские агентства, имеющие опыт работы с азиатским рынком.

У меня все. Надеюсь, это материал смог ответить на интересующие вас вопросы по работе с азиатскими компаниями.